Сегодня сижу дома. Без больничного - возьму завтра отгул задним числом. Не то, чтобы я совсем не смогла б добраться до работы, но работа явно не стоит того, чтобы в теперешнем состоянии до нее добираться.
думала, что буду спать, доперевожу главу... и тут я увидела свой оранжевый блокнотик с отпускными краткими записками и снова вспомнила, что так и не написала отчет по поездке, а забываю я уже все очень быстро. Так что хоть тут начну трековую часть описывать, а то буду жалеть потом, если забуду.
***
Турагентств в Катманду - на каждом углу, и один из их представителей крутился в моем отеле и предлагал свои услуги, а так как заведующий отелем уже не первый день изображал передо мной романтичного мачо с предложениями руки, сердца и части отеля, то я понадеялась, что лажовое агентство он мне не порекомендует.
Представитель, однако, оказался чудесен - расстелил карту, я сказала, куда хочу, он начал на бумажке "высчитывать" расходы+портеро-гид+транспорт+пермиты с тимсами, и насчитал мне 998$ за двухнедельный поход. Пока я поднимала челюсть, пыталась сообразить, как бы грамотно, но вежливо сказать по-английски, что он ох$%вший мудак, но не придумав, начала издалека. Мол, уважаемый, давайте без этого. Пермиты с тимсами я и сама могу купить, билеты тоже, а портера найду на дороге... Он подумал очень быстро, и через две секунды цена упала почти в три раза. Я подумала несколько минут и, решив, что переплата небольшая, зато избавит меня от лишнего гемора, согласилась.
Портера звали Пурна(что в переводе значит "Гора"), гора эта была совсем маленькая и худенькая, и отдавая ему свой рюкзак, я опасалась, что непалец под ним просто переломится пополам. Впрочем, вес моего рюкзака был на радость мне и портеру, небольшой - вряд ли больше восьми кг вместе с рюкзаком и всеми зимними вещами вместе взятыми. Я решила, что на две недели мне должно хватить, а в свободную часть рюкзака я разрешила Пурне впихнуть свой маленький рюкзачок с его вещами - ему их тоже хватило на две недели. От Катманду до Бесисара мы с ним доехали на удобном туристическом автобусе - поездка заняла несколько часов, с остановкой на поесть(а там на дорогах между городами есть такие типа столовых-мест отдыха, где останавливаются тур автобусы), мой портер поначалу очень смущался. но я обкормила его вкусными печеньками, и он немного оттаял.
В Бесисаре делать было нефиг, и мы, скооперировавшись с парой из Израиля и их портером, загрузились в потрепанный джип и поехали в Бульбуле. Это было мое первое близкое общение с местными незаасфальтированными дорогами. Потребовалась 5$ с человека(а так как оплата любого транспорта на треке ложилась на плечи портера, то до цены мне дела не было) и час времени, чтобы доказать мне, что в сравнении с непальскими, русские плохие дороги еще не доросли до того, чтобы называться бедой.
Последующий час ходьбы до Нади, где мы по рекомендации, решили остановиться на ночь, был прекрасным отдыхом и разминкой после часов сидения. Как раз к вечеру и добрались.
Милое местечко. Вон та блестящая штука слева, это не спутниковая тарелка, это нагревательный "элемент", в центр которого помещается чайник или кастрюля, и солнечные лучи, отражаясь и концентрируясь на блестящей поверхности, нагревают воду. Но нам воду грели более традиционным с пособом, тут были печки и газ.
читать дальшеА это одиноко сидит мой портер Пурна.
В этом милом местечке(да и на всем треке в целом) комнаты стоили сущие копейки, то ли 100 то ли 200 рупий(1 - 2$), весь основной доход, как я понимаю, у держателей лоджей, гестов и "отелей" получается за счет питания туристов.
После долгой езды по жаре и пыли, я, разумеется, направилась в душ. Такой, одинокий, рядом с кухней - кабиночка с бетонным полом и газовой калонкой для нагрева воды. Не успела я даже толком начать, как мое вкусно пахнущее, антибактериальное, противоаллергенное мыльце выскользнуло из рук и скрылось в дырке-водостоке в углу. Я заглянула туда, и поняла, что моему мыльцу там будет нескучно - оно составило компанию еще одному мыльцу, шампуньке и зубной щетке. Пришлось позже покупать мыло по дороге - новое мыло было самое обычное, советский подтип, с запахом розы и надоело мне этим запахом к концу трека до чертиков.
Комнатки я не сфотографировала, потому что по сути это просто четырехстенное маленькое помещение с двумя кроватками и кривым маленьким столиком, на котором горкой лежали одеяла. Стены почти фанерные, со щелями для притока свежего воздуха, обычной болтающейся лампочкой и сеткой от комаров(которых, видимо, не в сезон нет вообще). Фанерные стены стали причиной забавного казуса. Мои соседи за стенкой, никак не хотевшие засыпать, мешали мне спать своими разговорами, и я воспользовалась берушами.
Утром меня разбудила подозрительная активность и громкий стук в дверь. Я вынула одну берушу и услышала жалобный голос Пурны, который, коверкая мое имя, спрашивал с улицы, жива ли я там и все ли со мной в порядке. Я уверила, что все ок, и сейчас встану и выйду. Как оказалось, мой портер пытался с утра меня разбудить, но я в берушах этого не слышала, минут десять он меня звал-звал перепугался, вокруг моих дверей уже собрались люди... и тут я проснулась сама. Трек, короче говоря, начался весело.
Я сменила босоножки на ботинки, свернула спальник, упаковала рюкзак, потому что мне показалось, что мой портер к этому не очень приспособлен. И мы пошли.
Пурна оказался тем еще незамолкающим радио. Следующие часа три он говорил почти без остановки, но из-за жуткого акцента, я понимала его через фразу. Он выдавал какие-то прочитанные в путеводителях или книгах знания про религию-культуру, страну, численность, сельскохозяйственные соревнования и много чего еще. Он тоже в первый раз шел вокруг Аннапурны, и в первый раз сопровождал одиночную девушку, поэтому в следующие две недели он был мне не только гидом и портером, но и официантом-нянькой и чуть ли не мамочкой)) Правда,медицинские знания я предпочитала использовать свои, потому что, показывая мне собственные таблетки, он перепутал лекарство от температуры, с лекарством от расстройства желудка, а его, в свою очередь, с лекарством от горной болезни, а после пытался мне толкнуть речь насчет того, как жутко туалетная бумага вредна для здоровья. Милашка.
Мы вышли утром, и шли, и шли, и шли. Все вверх и вверх, и вверх.
Я почти не доставала фотик, потому что виды были, хоть и красивыми, но довольно однообразными, а на экране фотика получалось не пойми что, зеленая каша из деревьев. Это был уровень тепла, жары, волопадов и банановых пальм, так что уже к обеду мне можно было уже выжимать майку. Хорошо еще, что это была не хб-ешная футболка, а купленная в тамеле за копейки типа North face, судя по качеству и красоте швов - не оригинальный, но ткань отличная - влагу и отводит на пять, и сохнет моментом, и в ней прохладно.
Самое начало пути. в шаге от Нади. Рисовое поле и избушка.
Водопады - везде, сверху, снизу, заливают дорогу, сбоку, везде, короче говоря.
Снежные вершины еще не видны. День, тепло-солнечно.
В первый день мне было тяжело. Спортсмен из меня хреновый, дыхалка слабая, и постоянный подъем вверх меня быстро утомил. И это при том, что дорога, в сущности, было широкая, ровная и удобная(до Айс лейка оставалось несколько дней), ближе к обеду я уже чуть ли не каждые полчаса просила о передышке. Это было еще одной причиной, почему я не доставала фотик - когда я уматывалась, мне было не до окружающей красоты, я хотела окунуться в водопад, и поторчать на камушке у обрыва ближайший часик-два. По жаре мне особо есть не хотелось, и, представив. как меня разморит, если я плотно пообедаю, когда мы остановились на обед, я ограничилась только грибным супчиком и лимонным чаем. Грибной супчик, к слову сказать, представлял из себя нечто, похожее на суп-пюре из пакетиков с вкраплениями сушеных грибов.
Потом мы пошли дальше, закусывая по пути взятыми мной твердыми тянучими ирисками "золотой ключик". Мой энерджайзер сел, и дальше я уже плелась, а не шагала походкой бывалого туриста, и Пурне постоянно приходилось меня ждать - он мчался вперед, с тяжелым рюкзаком, не переставая болтать, и, похоже, жара ему не мешала.
после обеда я вспомнила. что у меня есть треккиноговые палки, и достала их. Надо было сделать это раньше.
Время походило к вечеру, и пора было уже думать о ночлеге. Виден хвостик дороги, по которой мы шли.
мы остановились попить водички съесть яблоко, посмотреть вокруг и обсудить, где остановиться на ночь.
Могли прямо сейчас спуститься в Тал и остановиться там.
Пурна начал что-то говорить об опасности разлива реки, в которую я не верила. Для меня в спуске в Тал был единственный, но самый большой минус - завтра пришлось бы снова подниматься в горку. А я задолбалась уже сегодня.
Так что мы единодушно решили - в жопу Тал, пошли дальше. В паре часов ходьбы должно быть Дарапани(Dharapani), там и остановимся. Когда местные говорят "в паре часов ходьбы отсюда", надо всегда утонять - "В паре часов для непальца или для туриста?" Потому что ясен пень, что при моем тихоходе, добрались мы к месту ночевки уже в сумерках и начинающемся дожде.
Ужин был огромный, так что половину я просто не съела.
В душ тоже не пошла - на улице похолодало, а дрыхнуть с мокрой головой при их дырявых стенах меня не устраивало - не хватало простыть в начале трека. Я решила сходить в душ с утра. А пока - спальник на -20 - это прекрасно, я отрубилась до утра.
Всю ночь шел дождь, и я почему-то думала, что мы никуда не пойдем. Утром было холодно и мокро, мыль о душе и мокрой голове при такой погоде не согревала. Так что на душ я забила, решив, что специальные влажные салфетки в такую погоду будут полезнее.
Достала из рюкзака куртку, водонепроницаемые штаны, легкий зонтик, мы купили пластиковые никидки на рюкзаки, и пошли дальше.